Система «ФОРМАТ» – комплексное решение в управлении целевыми программами
Доля целевых программ в бюджетах органов государственной власти постоянно растёт: с 15% в 2013 г. до 80% в 2020 г. (прогноз).
Методы программно-целевого управления широко используются в корпоративном секторе экономики и инвестиционных организациях.
Система ФОРМАТ разработана на основе опыта Корпорации Софт Медиа Сервис по созданию межведомственной системы анализа хода реализации и контроля выполнения мероприятий Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система»/«Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012 - 2020 годах».
Система «ФОРМАТ» является специализированным сетевым программным комплексом отечественной разработки для обеспечения надёжного и прозрачного управления целевыми программами.
Система «ФОРМАТ» автоматизирует базовые бизнес-процессы управления целевыми программами для всех заинтересованных лиц – от заказчиков до исполнителей нижнего уровня кооперации.
Функциональные возможности системы отвечают требованиям законодательства РФ и рекомендациям по использованию программно-целевых методов управления.
Типичные проблемные области управления целевыми программами:
- оперативность доступа к данным
- получение детальной информации о ходе выполнения программы
- сквозной контроль распределения и освоения целевых средств – от подпрограмм и мероприятий верхнего уровня до контрактов исполнителей/соисполнителей целевых программ
- оперативный анализ отклонений и принятие решений по корректировке программы
- производительность сбора, обработки и анализа данных
- контроль ошибок при работе с данными
- целостность информационной поддержки процессов реализации целевых программ
- надёжность механизма защиты данных, разграничения прав и контроля доступа
Система «ФОРМАТ» позволяет обеспечить:
- единое информационное пространство целевых программ
- многопользовательский разграниченный online доступ к данным со стороны заинтересованных сторон/участников целевых программ
- эффективное планирование ресурсного обеспечения
- прозрачность финансовых потоков и контроль их соответствия действующему законодательству
- сквозной контроль исполнения – от подпрограмм и мероприятий до связанных с ними контрактов
- точность и достоверность информации о планировании, реализации и результатах работ
- автоматический контроль отклонений по выполнению целевых программ с оповещением при помощи цветовых индикаторов («светофоров»)
- удобный ввод, вывод и анализ данных с гибкой настройкой интерфейса под требования пользователя
- повышение исполнительской дисциплины
- экономию временных и финансовых затрат на сбор, обработку, анализ данных и принятие решений
- снижение рисков использования ошибочных данных (человеческий фактор)
- своевременную фиксацию изменений и извещений о них
- повышение качества управленческой информации о ходе выполнения целевых программ
- эффективное взаимодействие с другими информационными системами
Базовый функционал системы «ФОРМАТ»:
- информационная поддержка процессов формирования, согласования, утверждения, выполнения, мониторинга, анализа, корректировки и завершения целевых программ
- автоматизированный сбор данных по целевым программам
- управление изменениями
- ведение реестра данных по контрактам, договорам и ролевой структуре целевых программ
- поддержка документооборота и базы знаний по целевым программам
- встроенный конструктор создания аналитических панелей
Описание решения по управлению целевой программой в системе «ФОРМАТ»
Система «ФОРМАТ» обеспечивает поддержку всех основных процессов управления целевой программой.
Процессы ввода-вывода данных и обработки информации |
||||
· Цели, задачи/разделы · Индикаторы и показатели · Сроки и этапы реализации · Мероприятия, подразделы · Объёмы и источники финансирования по задачам, подразделам и мероприятиям · Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности · Утверждение
|
· Конкурсы на выполнение контрактов и договоров в рамках мероприятий ЦП · Выбор исполнителей и соисполнителей · Сроки и объёмы финансирования в рамках контрактов и договоров · Планы-графики исполнения контрактов и договоров · Структура цены контрактов и договоров · Ожидаемые результаты работ по контрактам и договорам |
· Фактические данные по выполнению ЦП в разрезе мероприятий, индикаторов и показателей, контрактов и договоров (ввод данных исполнителями в режиме удалённого доступа)
|
· Настройка аналитических панелей в зависимости от категории пользователей · Анализ выполнения: «план/факт» на предмет отклонения фактических данных от заданных параметров (сроки, затраты, индикаторы, показатели и результаты) · Анализ статистических данных · Анализ прогнозных данных · Анализ финансовой деятельности |
· Корректировки по всем объектам управления: - содержание ЦП - финансирование - сроки - исполнители и соисполнители · Сравнение вариантов корректировок программы · Сопоставление достигнутых и плановых индикаторов и показателей · Сдача-приёмка работ и принятие решения о завершении |
Опыт решений системы «ФОРМАТ» при управлении Федеральной целевой программой ГЛОНАСС:
- единое информационное пространство, объединяющее 9 государственных заказчиков, заказчика-координатора (Роскосмос), разработчиков и исполнителей программы (сотни организаций)
- иерархическая структура ЦП по задачам, мероприятиям, контрактам, договорам в разрезе заказчиков, исполнителей, показателей, сроков, затрат
- сквозной контроль финансовых потоков и хода работ – от заказчиков до исполнителей нижнего уровня
- одновременная работа с несколькими версиями ЦП при разработке и корректировке
- многократное сокращение затрат времени на подготовку, ввод-вывод и обработку информации
- десятки аналитических панелей для мониторинга, сквозного контроля и анализа хода работ, финансовых потоков, достижения заданных индикаторов и показателей в различных разрезах: заказчики, исполнители, источники и объёмы финансирования (бюджетные, внебюджетные, НИР, ОКР, ГКВ), задачи, мероприятия, договора, сроки, постатейные затраты в т.ч. фонд оплаты труда, налоги, материалы, капитальные вложения, прочие расходы, сторонние организации, прибыль и др.
Аналитические панели для руководства
Аналитические панели играют роль интерактивного пульта доступа руководителя к данным о ходе работ по программе с возможностью контроля, просмотра и анализа общих и детальных сведений. Настройка интерфейса аналитических панелей производится в соответствии с требованиями руководителя.
Использование интерфейса является интуитивно-понятным и не требующим специального обучения.
Сквозной контроль и анализ освоенных/неосвоенных объёмов финансирования целевой программы по заказчикам, срокам, мероприятиям, контрактам (план/факт)
Формирование, согласование и утверждение:
- внесение полного объёма данных о целевой программе в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594
- создание древовидной (иерархической) структуры целевой программы по задачам, мероприятиям, разделам, источникам финансирования
- расчёт бюджетов мероприятий с учётом разных источников финансирования
- планирование индикаторов и показателей для оценки выполнения программы
- реализация процесса согласования со всеми участниками в режиме реального времени и утверждения проекта целевой программы
Выполнение и мониторинг:
- ввод исходных данных по всем исполнителям и соисполнителям, плановым объёмам и срокам государственных контрактов и договоров соисполнителей
- ввод и контроль исполнения план-графиков по мероприятиям, разделам, государственным контрактам и договорам
- ввод данных о фактическом финансировании государственных контрактов и договоров, достигнутых значениях индикаторов и показателей
- ежеквартальные сводные сведения о выполнении государственных контрактов и договоров, мероприятий и задач
- сопоставление плановых и фактических показателей
- ввод документов
Анализ, корректировка и завершение:
- специальные средства многомерного анализа данных (OLAP)
- неограниченное количество графиков и диаграмм по результатам статистической обработки и анализа данных
- встроенный редактор отчетов c возможностью вывода на печать непосредственно из системы «ФОРМАТ»
- экспорт в широко распространенные форматы (PDF, MS Word, Excel и др.)
- работа с несколькими версиями ЦП при формировании и корректировке
- разработка мероприятий ЦП с учетом корректировки
- документирование результатов выполнения работ и архивирование документов
Типовая настройка интерфейсов и аналитических панелей
Категория пользователей |
Роль |
Настройка интерфейсов и аналитических панелей |
Заказчики
|
• принятие решений по формированию и запуску ЦП, внесению изменений и корректировок • контроль состояния ключевых индикаторов и показателей • контроль критических отклонений • статистика и анализ исполнения поручений • отчётность перед вышестоящим руководством • принятие административных и кадровых решений по руководителям работ и исполнителям верхнего уровня |
• контроль освоения целевых средств • контроль достижения ключевых индикаторов и показателей • графики и диаграммы статистической отчетности о ходе работ • визуальная цветовая сигнализация («светофоры») информации об отклонениях и «болевых» точках • сквозной доступ к любой информации (drilldown) • поиск информации |
Руководители работ и рабочая группа поддержки управления ЦП |
• оценка программ с указанием сроков и требуемого финансирования; • контроль осуществления программ и ключевых мероприятий; • делегирование задач ответственным исполнителям • обеспечение прозрачности процесса сквозного планирования и мониторинга исполнения ФЦП от мероприятий самого верхнего уровня до контрактов и договоров исполнителей на всех уровнях кооперации |
• контроль хода выполнения работ • отображение ключевых показателей эффективности • ввод-вывод данных • визуальная цветовая сигнализация («светофоры») информации об отклонениях и «болевых» точках • сквозной доступ к любой информации (drilldown) • поиск информации • анализ отчётности произвольной сложности |
Исполнители/ соисполнители |
• предоставление информации о ходе выполнения работ в единую систему. • своевременное оповещение заказчиков и контролирующих органов о возникших нештатных ситуациях и отклонениях • возможность «эскалации» проблемного вопроса на более высокий уровень |
• данные о задачах и сроках, календарь дел • инструменты формирования отчетности о проделанной работе • оперативное решение рабочих вопросов с коллегами и руководством с помощью дискуссий • поиск информации • анализ отчётности произвольной сложности |
Операторы и аналитики |
• сбор, загрузка, ввод-вывод данных • анализ отклонений сроков, финансирования и ключевых показателей эффективности. • определение причин невыполнения мероприятий. • настройка аналитических панелей |
• интерфейсы загрузки и вывода данных • создание и анализ отчётности произвольной сложности • моделирование и прогноз влияния корректировок на ход работ |